В XI столетии европейские рыцари носили, в качестве основной защиты головы, конический шлем с наносником; около 1150 года становится все более и более популярной форма шлема с округлым верхом, и, после приблизительно 1180 года, форма шлема с уплощенной макушкой. С этого времени все три типа были иногда оснащены защитной маской, к которой добавлялась защита шеи, таким образом, что конический шлем (который все еще оставался в использовании), приблизительно к 1220-у году, развился в цилиндрический шлем, полностью закрывающий голову. Такой вид шлема, обыкновенно называемый "шлем" (Большой Шлем, в немецком оружиеведении «topfhelm»), стал характерной и основной защитой для рыцарей, на протяжении более ста лет. Шлем носили поверх кольчужного капюшона и стеганого чепца, и вероятно дополняли еще внутренней амортизацией.
После 1250 года верхняя часть шлема приобрела слабоконическую форму, которая стала более выражена после 1275 года. В последующем, около 1300 года такие шлемы изображают с подвижными забралами. В этом они напоминают бацинеты, которые появляются после 1300-го года – уже иной вид шлема, с цельнокованым куполом, который мог доходить до плечей, либо завершался на уровне ушей, и иногда оснащался забралом.
Большой Шлем предоставлял существенно большею защиту, чем простые конические шлемы, но был примитивным в области металлообработки, если сравнивать его и, появившиеся в XIV веке, бацинеты, изготовленные из одного листа, весившие, как правило, около 2 килограмм. Более развитая металлургия XIV-го столетия сделала возможным изготовление более крупных листов стали, а квалифицированные кузнецы были готовы использовать открывшиеся им возможности, чтобы производить качественные шлемы из одного куска. Склепанные стыки пластин были уязвимым местом шлема, т.к. их удерживали только заклепки. Из-за этого становится более сложным процесс придания сложноизогнутых (обеспечивающих лучшие защитные свойства, за счет выгодной геометрии) форм, т.к. для этого потребуется более тщательная подгонка нескольких пластин.
Пятнадцать или двадцать Больших Шлемов, относящихся к XIII-XIV вв., дошедших до наших дней, включая фрагментированные, опубликованы в статье Шнейдера (Schneider) (1953, 24-46), и большая часть внесена в список, который приводится ниже. Стоит отметить, что средний размер пластин, из которых собран Большой Шлем, имеет тенденцию к устойчивому увеличению, от пластин, относящихся к концу XIII-го века, с приблизительным весом 0,5 кг, до почти вдвое более тяжелых, которые появляются в течении последующих ста лет. Но когда металлические пластины весом в 2-3 кг., становятся доступными, возникает реальная возможность изготовлять шлемы, либо нагрудники, из одного куска, подобно хубургскому нагруднику CH 14, который связан с бацинетом CH 16, из той же коллекции, и имеющие схожий вес.
Более поздние шлемы "жабья голова", подобные хранящемуся ныне в коллекции Уоллеса (A. 186), предназначавшиеся для джостинга, могут быть рассмотрены как сделанная в XV веке интерпретация боевого шлема XIII –го столетия. Экземпляр из коллекции Уоллеса принадлежит к ряду шлемов, во множестве хранящиеся в английских церквях, которые очень схожи между собой, но отличны от континентальных образцов, и следуя выводам Манна, возможно предположить что они составляют группу, имеющею английское происхождение. Они изготовлены из гораздо более крупных пластин, более сложной формы, чем Большие Шлемы предыдущих столетий. Авторы надеются возвратиться к дальнейшему изучению этих шлемов в будущем.
Прежде чем преступить к изготовлению павезы нужно учесть некоторые детали, заранее все просчитать. Павеза состоит из самого желоба и двух « крыльев», каждую из этих деталей мы изготавливаем отдельно, после чего собираем всю конструкцию... Далее...
Мечемодинг для желающих, часть 1 - куча слов, один чертеж и две картинки
Эачем это надо? Как всегда, дело в деньгах. Хорошая работа стоит хороших денег, которых, разумеется, нет, а меч, разумеется, хочется. В результате первым мечом становится или испанская поделка, которая гнется, когда ее берут в руки, или нечто кондово-турнирное. Про вторую категорию надо поговорить подробнее... Далее...
Поскольку реальные перекрестья средневековых мечей вовсе не столь гигантские, как их современные "реплики", перекрестье скорее всего придется подточить. Насколько - это зависит от того, что есть сейчас, и того, что необходимо получить. Далее...
Один из методов отделки рукояти - оклейка кожей. Процесс в современных условиях прост и занимает, если не считать времени, необходимого на размачивание кожи, минут 10-15... Далее...
Тарч мы делали дома, можно сказать на коленке, поэтому для начала усердно напилили досок примерно одинаковой длины. Для того, чтобы получить две детали с нужным изгибом, высчитали под каким углом нужно соединять доски и, исходя из этого, острым ножом подрезали кромки досок (под нужный угол).... Далее...
Рано или поздно большинство занимающихся реконструкцией сталкиваются с необходимостью заказа той или иной вещи. При этом ситуации, когда заказчик с мастером не знакомы лично и общаются только через знакомых или Интернет возникают все чаще. Конечно, можно прислать ссылку на фотографию, но лучше предоставить чертеж, желательно в масштабе 1:1. Далее...
В августе 1361 на шведском острове Готланд около крепости Висби произошло сражение между городским гарнизоном и датской армией, под предводительством короля Дании Вальдемара. Датчане наголову разбили шведов, оставив на поле боя горы трупов, которые стали быстро разлагаться на жарком августовском солнце. Для того, чтобы ускорить и облегчения захоронение были вырыты несколько больших ям, в которые и свалили останки погибших. Большое количество доспехов и оружия было собрано на поле боя, но часть доспехов (среди них и пластинчатые панцири) оказалась испорченной до такой степени, что их оставили на убитых или бросили в ямы. В 1900 эти захоронения были найдены, и после длительных археологических исследований, среди прочего, реконструированы 25 доспехов. Одна из реконструкций (доспех №1) и взята за основу при изготовлении описываемого ниже панциря. Далее...
Некоторое время назад мой коллега aka Alven Archer, движимый неизвестными побуждениями, начал "серию статей" о луках и нашем нелегком лучном (луковом?) деле. Там же отметился и Dick Talkirish, наковыряв про хитроумный пропил в пятке стрелы, обеспечивающий несравненную глубину ощущений... Теперь я подхватываю уже почти совсем выпавшее из двух пар обессилевших рук перо и продолжаю повествование. Таким образом, мы вскоре получим серию трудов, достойную сериала о Конанеtm. Так что читайте продолжение "Серии статей о лукахtm, стрелахtm и лучникахtm"tm (tm = trade mark = зарегистрированная торговая марка).
Наступает май. Почти лето. В леса, на луга и поляны потянулись первые робкие стайки лыжников. Лыжники отличаются наличием лыж. Лыж, из которых они сделали луки... Далее...
Попытка сделать ножны для европейского меча 14 века. Все стадии - от изготовления деревянной основы до приделывания портупеи (с фотографиями). Часть 1.
В военно-историческом движении достаточно много людей интересующихся (а порой и увлекающихся) стрельбой из лука. Как правило, этих людей интересует не то, как делаются лук или стрелы, а сам процес стрельбы. По собственному опыту, а также в результате изучения видеоматериалов турниров, фестивалей и из бесед с нашими коллегами по движению мы знаем, что данный аспект военно-исторической реконструкции в России (изготовление исторически достоверных луков и стрелкового снаряжения) практически не представлен. Далее...
В нашей прошлой статье мы расказали о том, как сделать древко для стрелы. Это был первый шаг в изготовлении наших будущих стрел. Теперь мы переходим к следущей стадии нашего процесса - установке оперения. Далее...
Эту заметку хочу начать с призыва: Шейте нормальные гамбезоны, тогда проблем с креплением частей доспеха (и не только с креплением) не будет! В ближайшее время постараюсь собрать материал по изготовлению гамбезонов, а сейчас представим будто он уже есть. Далее...
Приведенный ниже текст является переводом с английского статьи с сайта Armour Archive. Надеюсь, что эта статья окажется полезной кому-либо из Тоже Горожан.
С уважением, Alex Summoner. Далее...
Существуют и повсеместно распространяются ряд заблуждений относительно параметров клинкового оружия (я имею ввиду кинжалы и мечи и т.п.), а именно мнения о размерах и балансе. Кто-то (хотел бы я его увидеть) постулировал, что "Центр тяжести меча должен находится на лезвии на расстоянии ладони (кулака, пальца, 10 см. и т.п.) от гарды. Все остальное оружие считать не сбалансированным!" Хочется верить, что этот человек или люди действительно умеют обращаться с клинком, хотя, боюсь, моим надеждам не суждено сбыться... Так какие же размеры должно иметь оружие и как его надо балансировать? Сейчас попробуем разобраться. Далее...