Кутберт (Cuthbert) родился в 634/635 г., вероятно, в Нортумбрии, умер 29 марта 687 г. на островке Внутренний Фарн (Inner Farne), или Хаус (House) близ побережья Нортумбрии. Праздник — 20 марта. Кутберт, епископ бенедиктинского аббатства Линдисфарн, один из самых почитаемых в Англии святых, креститель Нортумбрии и был посмертно объявлен волшебником.
Получив божественное видение, Кутберт, ранее пастух, вступил в 651 г. в нортумбрийский монастырь Мелроуз или Майлрос (Melrose, Mailros) при аббате св. Ите (Eata). В 661 г. Мелроуз поразила чума, которой заразился Кутберт, и от которой умер приор, которому Кутберт наследовал. С тех пор он лечил жертв чумы, странствуя по сельской местности, время от времени совершая чудеса.
Когда в 663/664 г. собор в Уитби решил предпочесть римскую традицию кельтской, аббат и епископ Линдисфарнский св. Колман, один из лидеров кельтской партии, отказался от сана, будучи в оппозиции к Уитби. В 664 г. Ита и Кутберт — которые, хотя и были воспитаны в кельтской традиции, твердо поддержали решения собора — были переведены в Линдисфарн: Ита — как епископ, а Кутберт — как приор. Там Кутберт утверждал реформы, предписанные собором в Уитби, учредил строгий устав и расширил свое апостольство к югу, до Дурхема (Durham). Отшельник по натуре, Кутберт в 676 г. удалился на Внутренний Фарн, где посвятил себя молениям и построил часовню и келью. Слава о его святости росла. Его успешные труды по защите птиц (отсюда гага (утка) св. Кутберта) сделали его одним из первых защитников дикой природы.
В 684 г. король Экгфрит (Ecgfrith) Нортумбрийский сделал его епископом Хексхема, кою епархию он сменил в 685 г. на Линдисфарн, обменявшись епархиями с Итой. В 687 г. он возвратился на Внутренний Фарн.
Святой Фёрси
Святой Фёрси (Fursey, а также Fursa, Furseus) родился в 567 г. близ Лау Ком (Lough Comb) в Ирландии, умер в 650 г. в Понтье (Ponthieu) во Франции. Праздник — 16 января.
Фёрси был монахом, провидцем, одним из виднейших и величайших ирландских миссионеров раннего средневековья на континенте. Его знаменитые пророчества оказали заметное влияние на фантастическую литературу позднего средневековья.
Пройля вначале обучение у святого Брендана Мореплавателя, Фёрси затем стал монахом в монастыре Клонферт, графство Голуэй, и был в сане священника. Позднее он основал монастырь в Ратмате (Rathmat, вероятно, в современном графстве Клэйр), ставшим одним из главных центров ирландского монашества. Распространенность его епархии явлена в числе мест, названных его именем в Голуэй, Лау и Корке.
После 630 г. Фёрси покинул Ирландию со своими братьями Фойланом (Foillan) и Ультаном (Ultбn) и уехал в Британию, куда они были приглашены христианским королем Сигибертом из Восточной Англии. Там они способствовали Сигиберту и Феликсу в крещении королевства и внедрении монашества. Около 640 г. Фёрси основал монастырь в Кнобересбурге (Cnoberesburgh) близ нынешнего Ярмута в графстве Норфолк, ставший центром его епархии. Между 640 г. и 644 г. он совершил плавание в Гол и поселился в Нойстрии (Neustria), сиречь в Нормандии, где был хорошо принят Кловисом II (Clovis II). Около 644 г. он основал монастырь в Лагни (Lagny) близ Парижа. В последнем путешествии он умер, и тело его было привезено в Перонн (Peronnй), где его рака стала предметом великого паломничества, а тамошний монастырь сохранялся как центр ирландского христианства до 8 в.
Святая Хильда из Уитби
Хильда (Hilda или Хильд, Hild) родилась в 614 г. в Нортумбрии и умерла 17 ноября 680 г. в Уитби в Йоркшире. Праздник — 17 ноября. Хильда основала аббатство Стринешальх (Streaneshalch, ныне Уитби, Whitby) и является одной из виднейших англосаксонских аббатис. Вместе с епископами св. Колманом Линдисфарнским и Кедом Восточносаксонским она возглавляла кельтскую партию на соборе в Уитби в 663/664 г.
Хильду окрестил в 627 г. брат ее деда, король Нортумбрии Эдвин. Позднее она стала аббатисой в аббатстве Хартлпул (Hartlepool) в Дархеме (Durham) и в 654/655 г. ей было поручено воспитание дочери короля Осви, наследницы Эдвина по имени Эльфлед (Aelflaed), позднее святой Эльфлед. Король также жаловал Хильде землю, на которой она основала братскую и сестринскую обители Стринешальк. Ее аббатство стало одним из виднейших религиозных центров в северо–восточной Англии. Среди его обитателей был Кедмон (Caedmon), самый ранний английский христианский поэт. В 663/664 г. Стринешальк принял собор в Уитби, созванный Осви для проведения диспута по поводу определения дня Пасхи. Хильда поддерживала кельтскую церковь и противостояла партии Вильфридиана, возглавляемой епископом св. Вилфридом (Wilfrid), поддерживавшим римскую церковь. В отличие от св. Колмана, Хильда подчинилась решению Осви в пользу партии Вильфрида.
Святой Юстус
Святой Юстус (Justus) родился в Риме и умер 10 ноября 627 г. в Кентербери. Празник — 10 ноября. Юстус — первый епископ Рочестерский и четвертый архиепископ Кентерберийский, при архиепископстве коего была крещена Нортумбрия.
В 601 г. Юстус был послан папой св. Григорием I Великим в помощь архиепископу св. Августину Кентерберийскому для обращения Англии в христианство. Августин посвятил Юстуса в сан епископа Рочестерского (Rochester), когда в 604 г. эта епархия была основана. Вскоре христианский король Этельберхт (Aethelberht) Кентский выстроил собор св. Андрея в Рочестере и жаловал Юстусу земли вокруг него. Антихристианская реакция, последовавшая за смертью Этельберхта в 616 г., заставила Юстуса бежать в Гоул. Возвратился он в 617 г., когда наследник Этельберхта — Эадбальд (Eadbald) — призвал его к епископству. Архиепископом Кентерберийским Юстус стал в 624 г. по смерти св. Меллитуса (Mellitus). Затем воспоследовало крещение Нортумбрии св. Паулинусом (Paulinus), которого Юстус посвятил в сан первого епископа Йоркского.
Святой Кеннет
Святой Кеннет (Kenneth, а также Кейнис (Canice), Кенни (Kenny), по–латински Каникус (Canicus), по–гэльски Кайнех (Chainech)) родился в 515/516 г. или в 521/527 г. в Гленгивене (Glengiven) в графстве Дерри в Ирландии, а умер в 599/600 г. в Або (Aghaboe) в графстве Лейкс. Праздник — 11 октября.
Кеннет — ирландский аббат, основатель монашества и миссионер, участвовавший в обращении пиктов. Кеннет — один из самых популярных кельтских святых в Шотландии (там его зовут Кеннет) и в Ирландии (где его зовут Кейнис) и главный святой прихода Оссори (Ossory) в Ирландии.
Большинство из написанного о нем основано на традиции. Говорят, что он обучался у аббата Финниана из Клонарда в графстве Мит в 543 г., у Моби (Mobhi) из Гласневина (Glasnevin) в графстве Дублин в 544 г. и у Кадога (Cadog) в важнейшем валлийском монастыре Лланкарфан (Llancarfan) в Гламорганшире, где был посвящен в сан священника в 545 г. Предполагается, что он совершил также поездку в Рим.
Кеннет был близким другом и соратником прославленного Колумбы из Айоны, которому помогал в Шотландии крестить пиктов. Поблизости от Инвернесса (Inverness) они встретились с пиктским королем Брудом Мак'Мелхоном (Brude Mac Maelchon), коего Кеннет, как утверждают, обездвижил крестным знамением, когда тот угрожал им; Бруд и его королевство впоследствии были обращены.
Кеннет известен также своими богослужениями на Гебридских островах. Письменные свидетельства его влияния и путешествий находят подтверждение в развалинах монастырей и церквей (к примеру, Кил–Хайнех (Kil–Chainnech) на острове Тайри (Tyree)) и местах, посвященных ему, в особенности на островке Инчкеннет (Inchkenneth). Согласно традиции, он основал церковное поселение, которое позднее выросло в шотландскую королевскую крепость Св. Андрея в графстве Файф.
Возвратившись в Ирландию в 577 г., Кеннет основал монастыри в Або (Aghaboe) и в Килкенни (Kilkenny), столице королей Оссори (Ossory). Собор Св. Кейниса в Килкенни, согласно поверию, занимает площадь первоначальной церкви Кеннета, а гэльское название самого города (Cill Choinnigh) означает "Церковь Св. Кейниса".
Сын барда, Кеннет был также поэтом. Его комментарии к Евангелию общеизвестны как Glas–Choinnigh.
Святой Лаврентий Кентерберийский
Святой Лаврентий (Laurentius, а также Лоуренс (Lawrence, Laurence)) умер 2 февраля 619 г. в Кентербери. Праздник — 3 февраля. Лаврентий — второй архиепископ Кентерберийский, миссионер, сыгравший важную роль в утверждении англосаксонской церкви.
В 597 г. папа св. Григорий I Великий назначил Лаврентия, который тогда, по всей вероятности, являлся бенедиктинским монахом, в первую англосаксонскую миссию, призванную обратить Англию в римский католицизм. Возглавил миссию св. Августин, позже ставший первым архиепископом Кентерберийским. Лаврентий был послан в Рим с донесением об успехе миссии и возвратился с новыми миссионерами в 601 г. Он наследовал архиепископат Августина в 604 г.
Подобно Августину, Лаврентий претерпел гонения и враждебность от бриттов при бесплодных попытках убедить кельтских христиан принять римскую традицию. Антихристианская точка зрения возобладала по смерти в 616 г. короля Кента Этельберхта I и при его сыне Эдбальде.
План Григория включал создание двух архиепископатов — в Лондоне и Йорке; Лаврентий попытался учредить свою епархию в Лондоне, но был изгнан своими непримиримыми противниками и бежал в Кентербери, где возродил провинциальную епархию. Около 617 г. оппозиция воодушевилась, поскольку Эдбальд начал процесс по рассмотрению депортации Лаврентия во Францию, но видение св. Петра сохранило ему его миссию. Перед смертью Лаврентий достиг успеха, обратив Эдбальда.
Святой Меллитус Кентерберийский
Святой Меллитус (Mellitus) умер 24 апреля 624 г. в Кентербери. Праздник — 24 апреля. Меллитус — первый епископ Лондонский и третий архиепископ Кентерберийский (с 619 г. по 624 г.), известен своей миссионерской деятельностью и своими дипломатическими усилиями по примирению римской и британских церквей.
Меллитус, римлянин и выходец из знатной семьи, вероятно, был аббатом монастыря Св. Андрея в Риме до того, как был призван к миссионерской деятельности папой Св. Григорием I Великим. В 601 г. он был послан Григорием в помощь Августину, архиепископу Кентерберийскому и главе первой миссии Григория к саксам. Григорий послал также письмо, наставив Меллитуса сказать Августину и его братьям–миссионерам разрушить саксонских идолов, но преобразить языческие места поклонения в церкви (что лучше, чем уничтожать их) и сохранить некоторые местные языческие праздники в христианские обряды. Такие методы помогли сделать христианство более приемлемым и, следовательно, способствовало церковному процессу Англии.
Посвященный в епископы в 604 г., Меллитус был направлен проповедовать в королевство восточных саксов. Он окрестил их короля Саберхта (Saberht), но потерпел неудачу при попытке окрестить его сыновей. После смерти Саберхта, Меллитус немедленно был изгнан его сыновьями, предположительно из–за того, что отказался дать им хлеб причастия, поскольку они были неверующими. После краткого изгнания в Гоул, он был отозван Лаврентием, архиепископом Кентерберийским, которому и наследовал на его посту в 619 г. Согласно легенде, Меллитус спас Кентербери от разрушительного пожара, поскольку силой его молитвы был вызван великий ветер, кой унес пламя прочь от города.
Святой Ниниан
Святой Ниниан (Ninian, также Nynia, Ninias, Rigna, Trignan, Ninnidh, Ringan, Ninus, Didan) родился в 360 г. в Британии, а умер в 432 г. там же. Праздник — 16 сентября. Ниниан — епископ, по общему мнению, первый в Шотландии, почитаемый за распространение христианства у кельтов.
Два исторических первоисточника о жизни и деятельности Ниниана вряд ли заслуживают доверия. В соответствии с одним из них, жизнеописанием 12 в., принадлежащем перу аббата Эльреда (Aelred) или Этельреда из Риевоулкса (Rievaulx), Ниниан был сыном главы бриттских христиан. Он совершил паломничество в Рим, где был посвящен в епископы, и, по рассказу Эльреда, отправился в обратный путь через Гоул, по пути подружившись со св. Мартином из Тура. Из более раннего источника, "Церковной истории народа англов" 8 в. Беды Достопочтенного, следует, что Ниниан начал обращение пиктов, что совершенно не заслуживает доверия из–за слишком раннего для таких событий периода.
Более достоверно, что Ниниан был первым епископом в Голуэй. То, что он основал свою епархию в Уиторне (Whithorn) в Каледонии, предположение, подтвержденное современной антропологией. Там в 397 г. он поставил побеленную церковь (отсюда Уиторн, или Белый Дом (White House) — от англосаксонского Huitaern или латинского Candida Casa) — замечательный шедевр бытовой деревянной церкви у бриттов. Монастырь, основанный им в Уиторне, стал к 6 в. ведущим англосаксонским монашеским центром.
Исторически практически нет сомнений в том, что Ниниан распространил свою миссию в Шотландию, хотя имеются некоторые сомнения по поводу территорий, которые он посетил. Современные ученые утверждают, что, хотя его влияние среди пиктов, должно быть, преувеличено, его успех у кельтов был, очевидно, намного больше. Его влияние всеочевидно по множеству церквей, посвященных ему по всей Шотландии и некоторых местностях в северной Англии, и общепринято, что его миссионерская деятельность подготовила почву для дальнейших усилий св. Колумбы и Кентигерна.
Святой Патрик
Святой Патрик (Patrick) жил в 5 в. в Ирландии и Британии. Праздник — 17 марта. Святой Патрик — покровитель и национальный апостол Ирландии, по поверьям принесший христианство в Ирландию и, вероятно, частью к пиктам и англосаксам. О нем известно лишь по двум коротким трудам: Confessio — духовной автобиографии — и Epistola — обличению плохого обращения британцев с ирландскими христианами.
Родился Патрик в Британии в романизированной семье. В возрасте 16 лет он был похищен ирландскими разбойниками с виллы отца, Кальпурниуса (Calpurnius), дьякона и мелкого местного чиновника, и продан в рабство в Ирландию, где провел шесть суровых лет как пастух, и обратился с жаром к своей вере. Услышав, наконец, во сне, что корабль, на коем он может убежать, готов, он бежал от своего хозяина и нашел транспорт до Британии. Там он стоял на грани голода и перенес второе короткое пленение, прежде чем воссоединился с семьей. Затем он, вероятно, нанес короткий визит на континент.
Наиболее хорошо известный отрывок из Confessio — его духовной автобиографии — рассказывает о сне, увиденном по возвращении в Британию, в котором некий Викторикус доставляет ему письмо, озаглавленное "Голос ирландцев". В то время как он читал, ему казалось, что он слышит голоса некого сообщества ирландцев, умоляющих его еще приехать и быть среди них. "Глубоко тронутый", — пишет св. Патрик, — "я не мог далее читать". Тем не менее, по причине недостатка образованности, он противился некоторое время ответить на зов. Даже в вечер погрузки на корабль в Ирландию он был обуреваем сомнениями по поводу своей пригодности к выполнению такой задачи. Скоро, однако, его колебания исчезли. Абсолютно уверенный в своем Боге, он путешествовал повсюду, крестя и утверждая с неутомимым рвением. По дипломатической форме он преподносил подарки царькам и законодателям, но сам ничего ни от кого не принимал. Был, по меньшей мере, один случай, когда его заковали в цепи. В другом случае он обращался с лирическим пафосом в прощальном послании к своим обращенным, плененым солдатами Коротикуса (Coroticus).
Относясь к язычеству со всей осторожностью, Патрик, тем не менее, жил в постоянной опасности мученической смерти. Воспоминание о таких происшествиях, которые он называл своей "епископской работой", было его ответом на обвинение, что он изначально старался служить службу ради самой службы. Фактически, он был предельно смиренномудрый человек, изливающий непрерывный пеан (сиречь, по–гречески, победную песнь) своему Создателю за то, что тот избрал именно его средством, чрез кое массы, которые поклонялись "идолам и предметам нечестивым" стали "народом Божьим".
Феноменальный успех миссии Патрика, однако, не есть полная мера его личности. Когда пытаешься лучше понять его письма, все больше осознаешь, что, вопреки их случайной бессвязности, они суть отражение истинности и простоты редкостной степени. Никто, ведший дневник, не обнажал сокровенные уголки души с такой степенью, как делал это святой покровитель Ирландии.
Невозможно сказать со всей уверенностью, когда родился Патрик. Существует, однако, множество свидетельств его миссионерской деятельности, связанных со второй половиной 5 в. Письмо Коротикуса и его упоминание о франках как о пока еще языческом народе, показывает что это письмо было написано между 451 г. — датой, принятой как дата франкского вторжения в Галлию до реки Соммы, и 496 г. — когда франки были крещены в основной своей массе. Патрик, который говорит о себе как о крестителе языческой Ирландии, не должен был пересечься с Палладиусом (Palladius), посланным папой Целестином в 431 г. "как первый епископ у верующих во Христа ирландцев".
К концу 7 в. Патрик становится фигурой легендарной, и легенды продолжают множиться. В одной говорится, что он прогнал из Ирландии всех змей в море, где те и сгинули. В другой, вероятно, наиболее популярной, — о том, как он объяснял с помощью трилистника идею Святой Троицы, трех Ипостасей Господа одному неверующему, показав ему трехлистное растение на едином стебле. 17 марта, в день Св. патрика, ирландцы носят трилистник на отворотах одежды.
Святой Паулинус
Паулинус (Paulinus) родился в 584 г. в Риме, а умер в 644 г. в Рочестере в Кенте. Праздник — 10 октября. Паулинус — итальянский миссионер, обративший в христианство Нортумбрию, ставший первым епископом Йоркским, а позднее назначенный архиепископом Рочестерским.
В 601 г. Паулинус был послан св. Меллитусом (впоследствии — первым епископом Лондонским) и св. Юстусом (впоследствии — первым епископом Рочестерским) в Англию папой св. Григорием I Великим в помощь архиепископу Кентерберийскому св. Августину в его миссии по обращению Англии в христианство. Паулинус был посвящен в сан епископа в Кенте в 625 г. Юстусом (впоследствии — четвертым архиепископом Кентерберийским) и сопровождал дочь короля Кента Этельберхта к королю Нортумбрии Эдвину. Паулинус обратил и крестил Эдвина в 627 г., и тот сделал его первым епископом Йоркским, после чего миссия Паулинуса распространилась на всю Нортумбрию. Когда в 632 г. Эдвин был убит англосаксонскими королями Кедволлой (Caedwalla) и Пендой (Penda), Паулинус бежал в Кент, где стал епископом Рочестерским. Архиепископом он стал в 634 г., когда получил паллиум (т.е. символ юрисдикции над метрополией) от папы Гонория I.
Святой Теодор Кентерберийский
Теодор (Theodore) родился в 602 г. Тарсе в Киликии в Малой Азии, а умер 19 сентября 690 г. в Кентербери. Праздник — 19 сентября. Теодор — седьмой архиепископ Кентерберийский и первый архиепископ, управлявший всеанглийской церковью.
Назначенный папой св. Виталианом, Теодор был посвящен в сан в 668 г. и отбыл из Рима вместе со св. Адрианом, аббатом Нериды (Италия), и Бенедиктом Бископом, впоследствии аббатом Виамаута и Ярроу в Дархеме. В 639 г. они достигли Кентербери, где Теодор назначил Адриана аббатом монастыря Св. Петра и Павла, после переименованного в монастырь Св. Августина. Там они создали знаменитую школу, повлиявшую на жизни таких знаменитых ученых, как св. Беда Достопочтенный, и такого мастера по строительству церквей, как архитектор св. Адельм.
Теодор занимался организацией английской церкви, многие епархии которой были свободны по его прибытии, а другие, напротив, нуждались в разделении. В 672 г. он собрал в Хертфорде (Hertford) первый общий собор английской церкви, чтобы прекратить определенную кельтскую практику и для раздела епархий. Вопрос о епархиях был отложен, но собор учредил дату Римской Пасхи как обязательную для всех клириков и монахов, запретил епископам вмешиваться в дела других епархий и подтвердил церковный авторитет при браках и разводах.
В это время Теодор вступил в острый конфликт с Вилфридом, которого он ранее сделал епископом Йоркским, но вскоре отстранил. Вилфрид поехал с протестом в Рим в 677/678 г. Между тем в 678 г. Теодор помог установить взаимоотношения между королем Мерсии Этельредом и королем Нортумбрии Экгфритом, которого Этельред разбил в сражении. Созванный Теодором собор в Хетфилде (Hatfield) в 679 г. очистил английскую церковь от связей с ересью монофелитов. В 686 г. он прекратил конфликт с Вилфридом, признав свои ошибки и восстановив Вилфрида в правах. Penitential Теодора — собрание его установлений, собранное последователями, стало авторитетным в Англии и на континенте.
Величайшим достижением Теодора было внедрение римской идеи централизованной церкви в условиях Англии. Его утверждение централизованной церкви при главенстве архиепископа Кентерберийского в тесном союзе со светской властью было сохранено последователями. Ни единой биографии Теодора не сохранилось.
Святой Вилфрид
Вилфрид (Wilfrid), также Вилфрид Йоркский, родился в 634 г. в Нортумбрии, а умер 24 апреля 709/710 г. в монастыре Аундл (Oundle) в Мерсии. Праздник — 12 октября. Вилфрид — один из величайших английских святых, монах и епископ, выступавший за осуществление тесных связей между англосаксонской церковью и папством. Он посвятил свою жизнь утверждению обрядов римской церкви над обрядами кельтскими и спорам по поводу порядков и прецедентов.
В 648 г. Вилфрид вступил в прославленный монастырь Линдисфарна. Затем он направился в Кентербери, а потом и в Рим в 632 г. Проведя три года в Лионе (Франция), он в 657/658 г. вернулся в Нортумбрию. Вскоре от Элхфрита (Alhfrith), сына короля Нортумбрии Осви, он получил монастырь Рипон (Ripon) в Йоркшире. В сан священника он был посвящен в 663/664 г. епископом Гола Агильбертом, которому помогал как оратор на соборе в Уитби в 664 г., успешно отстояв отказ от кельтских традиций в пользу римских. Элхфрит уже избрал его епископом Йоркским, когда Вилфрид отказался быть посвященным в сан кельтскими епископами и, поэтому, получил посвящение в Компьене, во Франции.
Тем временем Осви назначил вместо Вилфрида епископом Йоркским св. Чеда, а Вилфрид по возвращении в 666–669 гг. проживал в Рипоне. Восстановлен он был в 669 г., когда архиепископ Кентерберийский св. Теодор отстранил Чеда, и Вилфрид с тех пор стал главным в Нортумбрии. Он основал монастырь в Хексхеме и ввел в королевстве бенедиктинский Устав. В 667 г. Теодор разделил епархию Вилфрида, а Вилфрид апеллировал к Риму (первый английский духовник, поступивший таким образом), куда он и прибыл в 679 г., успешно окрестив фризов зимой 677–678 гг. Папа св. Агафо и римский собор в октябре 679 г. распорядились о восстановлении Вилфрида в правах, но признали разделение его епархии на условиях, кои он сам, как местный старшина, поставит новым епископам.
Король Экгфрит, преемник Осви, отказался, однако, подчиниться указу папы, и, несомненно, заточил Вилфрида в тюрьму, а Вилфрид в конце концов укрылся в Сассексе, окрестил тамошний народ и основал монастырь в Селси (Selsey). В 685 г. он сошелся с королем Уэссекса Кедволой, который пожаловал ему четверть своих завоеваний на острове Уайт. Элдфрит, наследник Экгфрита, вызвал Вилфрида обратно в 686/687 г. Хотя аннулирование его отстранения постановлением папы Агафо было подтверждено папами св. Бенедиктом II и Сергиусом I, Вилфрид все же оставался восстановленным неправомерно. Требуя выполнения данных ему Агафо прав, он провел в изгнании 11 лет, действуя как епископ Мерсийский. Совет состоялся в 702 г., но Вилфрид, отказавшись обещать безусловное принятие указаний архиепископа, опять поехал в Рим, где случай с ним обсуждался в 704 г. Хотя римский собор очистил Вилфрида от обвинений в его адрес, вопрос о Вилфриде был отослан обратно английскому собору, собравшемуся в Йоркшире в 705 г. Вилфриду, не настаивавшему более на Йорке, были отданы его монастыри в Рипоне и Хексхеме, и он стал в 705 г. епископом Хексхемским и сохранил свои монастыри в Мерсии. Похоронили его в Рипоне.
Вилфрид распространил знание бенедиктинского Устава, привез с континента религиозные святыни, поддерживал пение литургии. Он был великим основателем и строителем в Йорке, Рипоне и Хексхеме. Он был первым, кто задумал англосаксонскую христианизацию германских народов. Св. Виллиброрд, апостол Фрисландии и святой покровитель Голландии, был его любимым учеником, и он также посвятил св. Свитберхта. В церковной политике он твердо стоял против уклонения от авторитета папы в пользу местной церкви, подчиненной светской власти; он поддерживал непререкаемый авторитет папы, что было крайне редко для тех мест и для того времени.