Археология Новгорода - Сайт Центра Организации Археологических Исследований Новгорода.
Отправлено: 01.01.2002
Государственный Эрмитаж - Сайт одного из крупнейших в мире музеев. Электронная коллекция (рус/англ).
Отправлено: 01.01.2002
Древности - Drevnosty - Antiquities - Археологический сервер. Региональная информационно-справочная система, собрание ссылок на археологические ресурсы степи и лесостепи Восточной Европы.
Отправлено: 01.01.2002
Сервер восточноевропейской археологии - Информационный сервер по археологии, истории и культуре Восточной Европы. Археологические культуры, анализ культурных аспектов развития этносов. Полевые исследования, теория и методология. Археометрия. Книжное обозрение. Каталог русских и зарубежных археологических ресурсов.
Отправлено: 01.01.2002
Археология.РУ - Скифика-Кельтика. - Археология, нумизматика, антиквариат. Аннотированный регулярно обновляемый каталог ресурсов зоны RU и зарубежных от палеолита до средневековья. Разделы: археологические организации, тематические подборки, исследовательские темы, поиск в Сети, нумизматика и антиквариат, библиотека, Форум, доска объявлений и т.д.
Karen Larsdatter's Homepage - обширный сборник "элементов материальной культуры Средневековья и Ренессанса". Каталог собран по предметам - сундуки, ванны, гребни и т.п. (англ).
Находки доспехов в Отепаа очень ценны, поскольку в собраниях хранится небольшое количество доспехов 2-й половины XIV века. Вместе с наступательным оружием в комнате найдено три маленьких, два больших нагрудника и более 350 характерных фрагментов бригантин (Maesalu 1995a:326-359).
Более узкая (верхняя?) часть любого из двух меньших нагрудников (третий сохранился фрагментарно), повреждена, так что их точное местоположение в доспехе определить нельзя (рис. 7:1-2). Зазоры шириной 2 мм между головкой заклепки и пластинами на обеих сторонах нижней более низкой части нагрудников указывают на их крепление к кожаным частям брони. Пряжка и два кожаных ремня приклепывались к нижнему краю каждого нагрудника. Единственный известный нагрудник, напоминающий обсуждаемый по форме, найден в замке Mala Nieszawka, Польша (Nowakowski 1994: рис. 11). Согласно исследований средневековых произведений искусства, маленькие нагрудники использовались главным образом в течение 1350-1370 годов (Gamber 1953: рис. 45-46; Thordeman 1939: рис. 330. 342; Lacy 1992: рис. 20-24).
Большие нагрудники Отепаа (рис. 8:1-2) полностью охватывали верхнею часть туловища воина. Вырезы горловины и пройм отогнуты наружу (рис. 9:1). На правой стороне одной из пластин есть две скобы, предназначенных для крепления копейного крюка. Большинство заклепок на пластине было предназначено для художественного оформления или закрепления ткани покрытия.
Заклепки на плечах и боках (рис. 9:1, 3) крепили кожаные детали спинных частей кирасы. На нижнем крае нагрудников, теперь поврежденных, первоначально располагалось три пряжки или ремня, предназначенных чтобы держать пластины набрюшника. Последний, вероятно, состоял из длинных полос (рис. 11). Похожие доспехи с большими нагрудниками, насколько известно, стали использоваться в 1380-1390 годах, но только три оригинальных экземпляра, относящихся к концу XIV– началу XV вв. сохранилось в разных коллекциях (Blair 1958: рис. 28: Gamber 1983: рис. 70; Thordeman 1939: рис. 337-338: Lacy 1992: рис. 39-40).
Помимо вышеупомянутых пластин, в Отепаа найдено более 350 маленьких характерных фрагментов бригантин. Большинство из них имеет плотный ряд маленьких заклепок по одному краю, который крепил детали к внутренней части основы из ткани или кожи. Пластинки приклепывались так, чтобы каждый ряд накладывался на предыдущий в половину ширины пластины, и тело было фактически закрыто двойным слоем пластин. Такая технология увеличивала гибкость доспеха. Бригантины вошли в употребление в течение 2-ой половины XIV столетия, наиболее вероятно в Италии (Gamber 983:59; Blair 1958:58; Lacy 1992:37).
Детали бригантины из Otepaa могут быть разделены на три группы на основе их формы. Первая группа разделяется на две подгруппы согласно расположению заклепок: пластины, расположенные с права на лево (рис. 10:4-8), и те, которые были расположены с лева на право (рис. 10:9-12). Найденные одиннадцать пряжек крепились к окончанию рядов первой подгруппы (рис. 10:1-3). В другой подгруппе сохранилось восемь пластин, крепивших ремни (рис. 10: 13-15). Длинные полосы (рис. 11) использовались, прежде всего, чтобы защищать живот, а фрагменты изменяющейся формы, формирующей третью группу (рис. 12) были вероятно помещены в районе плеч, вокруг шеи, внизу ( по подолу?), т.к деталей бригантины, найденной в Отепаа, хватает лишь на то, чтобы прикрыть грудь или спину человеческого торса (т.е. не хватает на целый доспех). Возможно все они от одного доспеха, фрагменты наспинника (Maesalu 1995a: 347-352). Другие варианты так же возможны, т.к. фрагменты доспеха, найденные в том же самом месте, возможно, не использовались в течение заключительной осады замка в 1396, поскольку они несут на себе следы вероятного ремонта.
В экспозиции Музея Армии в Париже под выставку "азиатских" доспехов отведено примерно четверть зала. В основном представлены довольно поздние ближневосточные образцы, турецкого или персидского производства. Далее...
В экспозиции Музея Армии в Париже большинство мечей выставлены в общих витринах, и только 4 или 5 - в отдельных. Среди них меч Франциска 1го, взятый испанцами в битве при Павии и возврашенный в Париж Наполеоном, "выносной" меч коннетабля Франции (конец 15го века, почти 4 килограмма вместе с ножнами), "Меч святого Мартина", игравший важную роль в коронации дона Мартина Арагонского в конце 13го века и достаточно скромно украшеный меч середины 14го века с надписью NULLA DE VIRTUTIBUS TUIS MAJOR CLEMENTIA EST.... Далее...
Изображение на донативной монете императора Максимилиана I (1493-1519) начала 16 в. привлекается как источник по истории европейского доспеха, в частности – конского защитного снаряжения конца XV – начала XVI вв. На рассматриваемом изображении особо интересен такой редчайший элемент, как латные конские поножи, предположительно созданные знаменитым немецким оружейником Лоренцом Хельмшмидтом. В дальнейшем представляется перспективным более широкое привлечение изображений на монетах позднего Средневековья к изучению предметов вооружения. В это время монеты несут тщательно проработанные, зачастую фотографически точные, изображения европейских суверенов в воинском облачении. Это может помочь наиболее точно датировать и атрибутировать многие сохранившиеся артефакты и изобразительные материалы. Далее...