-- Сообщение создал(а) Aleksandr - 13:45 - Июнь 9, 2001
Новые известия (Москва) , N098 2001,06.09 КОЛЬЧУЖКА ДЛЯ НОВЫХ РУССКИХ. В свободное от работы время омский крестьянин выполняет заказы для коммерсантов и музеев Впервые Геннадий Помилуйко обнаружил у себя страсть к оружию в детстве, после просмотра фильма "Александр Невский". Меч и щит из фанеры, как он вспоминает, получились сразу, а вот с остальным вышла заминка: попытался было смастерить нечто подобное, увиденное на плечах Черкасова и Охлопкова, но не получилось... Заминка эта растянулась на двадцать лет, прежде чем он смог изготовить первую свою "настоящую кольчугу". Секрет ее изготовления открылся вдруг. Однажды Геннадий Помилуйко увидел в местном краеведческом музее настоящую, в порезах и ржавчине, кольчугу. "Стоял перед ней часа полтора, как вкопанный, пока смотрительница за рукав не подергала, мол, закрываемся, пора". Собственно, с того самого дня Помилуйко и считает себя оружейником, правда, добавляет при этом "ночным": в первые годы приходилось совмещать две профессии - днем он работал на элеваторе, и только с заходом солнца, когда засыпали дети, до утра подгонял металлические кольца друг к дружке (с проволокой всегда помогал местный кузнец). Через полгода первая кольчуга была готова. Тяжелая, но очень похожая на настоящую. Принес Помилуйко ее в музей, а там вместо восхищения, на которое он очень рассчитывал, на него накричали. Увидев добротную, "хорошо сохранившуюся" кольчугу времен Ермака Тимофеича, директор музея попенял Помилуйко, назвав его разорителем курганов. - Я смеюсь, говорю, чего зря напраслину-то возводите, ничего я не разорял, а просто сам ее изготовил, - вспоминает мастер-кольчужник. - Конечно, не поверили. Крутили в руках, вертели, а все одно говорят: из кургана выкопал. Времена тогда были серьезные, а потому немудрено, что директор вызвал милицию. Хотели было уже протокол составлять, но туг Геннадий Помилуйко нашел способ, как заставить поверить ученых-краеведов в свою искренность: показал, что кольца на его кольчуге просто загнуты с обратной стороны, а не заклепаны, как у настоящей кольчуги. Директор оторопел, но потом долго извинялся перед мастером. Разумеется, кольчугу эту музей купил, и тут же сделал заказ на изготовление большой партии доспехов. Примерно тогда же к нему обратился худрук целиноградского драмтеатра с просьбой изготовить партию добротных, "с запахом времени", кольчуг. Как он пояснил, железная одежка необходима была для постановки спектакля на историческую тему. ("Бутафорские мечи и копья есть, а кольчугу-то из папье-маше не сделаешь. Нужна настоящая. Да и не одна, а целых шесть"). Заказ, надо сказать, обрадовал оружейника. Деньги пообещали немалые, а в то время чета Помилуйко как раз ждала ребенка и готовилась ко всем сопутствующим этому хлопотам... В общем, работал с энтузиазмом, за четверых, ночами не спал, и через год отдал в театр шесть ассирийских кольчуг, за что и был щедро вознагражден. С тех пор Геннадий Помилуйко смастерил уже не один десяток своих эксклюзивных изделий: потребность в его железных одежках, особенно на рубеже девяностых, возросла. К основным потребителям его продукции - краеведческим музеям области, добавились рекламные агентства и представители частного капитала, выражающие и поныне готовность платить "зелеными" американскими деньгами за работу мастера. - Один раз приходит ко мне коммерсант, - рассказывает Геннадий Помилуйко о первой встрече с новым русским, - говорит, продай кольчугу, заплачу хорошо. Ну, я и продал. Потом приезжает и благодарит. Говорит, что в тот день, когда надел ее на себя, сзади его ударили ножом в спину. Спрашиваю, чего же бронежилет не купил. Говорит, что бронежилет короткий и объемный, а твоя кольчуга все закрывает - и сзади и спереди. Так и пошло: этот спасенный коммерсант рассказал о Помилуйко своим товарищам, те в свою очередь поделились со своими, и пошло... Теперь у мастера не иссякают заказы от новых русских: кто для личного употребления, кто так берет, экзотики ради. В общем, с тех пор, как стало просто модным приобретать кольчуги у Помилуйко, заказы бегают за мастером сами... а он от них. - Дело это тонкое и хлопотное, особой самоотверженности требует, - поясняет мастер. - Мне шестой десяток пошел, а ведь еще надо до пенсии доработать... совмещать стало трудновато. Местные мужики над Помилуйко посмеиваются, но в целом, относятся уважительно. Прежде всего за то, что он и местных детишек учит изготавливать кольчуги, отвлекая тем самым от улицы, насыщенной разными тлетворными соблазнами. Кстати, недавно Помилуйко и его подмастерья отметили маленький праздник: после двадцати лет кольчужных изысканий он наконец-то изобрел свой способ плетения. По словам оружейника, важное преимущество своей, помилуйковской методики состоит в том, что "кольчуга убавляет в весе, оставаясь при этом такой же прочной". Секрет свой Геннадий Помилуйко хочет запатентовать, но сам говорит, что это не главное. Главной же мечтой его жизни так и остается желание хоть раз в жизни побывать на тех местах, где гремела слава русского оружия. По его же признанию, по ночам ему снится Ледовое побоище и Куликово поле, слышен звон колоколов, и сам он едет рядом с великим князем Дмитрием, на плечах у которого блестит на солнце кольчуга, его, помилуйковским, способом изготовленная... Фото: - Старинные кольчуги легче и удобнее современных бронежилетов. Валерий ФИЛОНЕНКО, "Новые Известия", Омск
|