Версия для печати этой темы
-Тоже Форум (http://tgorod.ru/cgi-bin/board/ikonboard.cgi) |
-- Сообщение создал(а) Hans Norbert - 01:54 - Авг. 31, 2002
Содержание соревновательной деятельности спортсменов
Наличие множества вариантов вовсе не означает, что содержательная специфика ИФ полностью определена. Наоборот, спортивное значение ослаблено отсутствием канонических требований к технике владения холодным оружием, а культурная роль недостаточно выражена по вине отсутствия воспитательной концепции и готовой этики направления. Сколько-нибудь серьезных попыток обосновать отличие от классического фехтования еще не проводилось, так как это, по-видимому, требует квалифицированных физиологических исследований и большой аналитической работы. По данным первых исследователей ИФ, в числе которых оказались такие энтузиасты восьмидесятых годов, как М.Ю.Черниховский, было определено, что фехтование тяжелым инерционным оружием настолько плотно приближается к приемам рукопашного боя, составляя единую и неразделимую группу с ними, что искусственное разъединение этих направлений может нанести непоправимый вред формированию общей двигательной культуры исторического фехтования. Совершенно точно исходящая из фехтования группа оригинальных рукопашных приемов, связанных с воздействием на человека предметом, либо нацеленная против такого воздействия, является неотъемлемой частью ИФ, как с точки зрения общей культуры движения, так и с позиции прикладного применения. Новым содержанием по сравнению с классикой спортивного фехтования становится также иные механические принципы управления снарядом, который приобретая свойства инерции, заставляет организовывать новые формы построения эффективного движения. Если учесть, что инерция это свойство тела сопротивляться ускорению, то с появлением сопротивляющегося управлению снаряда смысл фехтования полностью изменяется. Тактическая правота начинает соизмеряться не преодолением кратчайшего расстояния на максимальной скорости, а наоборот, расстоянием разгона инерции по благоприятной для набора мощности амплитуде. Появляются эффекты рычагового и опорного воздействия оружием, пресечения воздействием оружия на тело противника появления в его движении разгонных волн и импульсов, передающихся в последствии на удар клинком. Культурное содержание ИФ по аналогии с восточными БИ должно проявить такие понятия, которые будут выражать различные нюансы внутренних состояний бойца, являющиеся ценностями традиционных направлений единоборств. Так, например, сформировался целый ряд понятий в кендо, которым не осталось прямого эквивалента в русских традициях. Это такие понятия, как кигурай (способ благородно держать себя, чувство гордости и собственного достоинства), киай (отражение воинского духа в выкрике, добавление голоса к дыханию), кигамаэ (неукротимый боевой дух), дзансин (состояние отрешенной готовности к бою), кимэ (вложение духовной энергии в удар), киарасой (подавление противника своим натиском), курадзумэ (ощущение непреодолимости вашего намерения сразить противника), киатари (решительное действие). Для японца, например, будет характерна фраза "ваш дзансин должен быть исполнен кигурай". Отсутствие таких понятий в отечественном ИФ показывает на культурную слабость наших фехтовальных традиций, недостаточную проработку их воспитательных аспектов. Даже сами переживания пробы "настоящего боя на железе" являются в большинстве случаев не результатом целеустремленного духовного поиска, а следствием банальной пацанской драчливости. Историческое фехтование как будто бы заражено теми же болезнями, что и другие виды отечественных единоборств. Авторам особенно приятно будет для объяснения этого тезиса привести ссылку на высказывания известного специалиста в области единоборств, господина Сенчукова Ю.Ю., который характеризует идентичную по отношению к ИФ картину в развитии рукопашного направления. "На вопрос по поводу взаимного избиения": ..."Товарищеский контакт -- это когда ты стукаешь товарища, не сильнее, чем сам хотел бы получить, -- а то и вообще только намечаешь удар, например в глаза или пах. Это возможно только в том случае, когда противник не пытается самоутвердиться, а работает над техникой. Иначе он таких атак "не замечает", а просто стремится натыкать в ответ как можно больше. Это тогда вообще не спарринг. Как я уже писал раньше, это драка под благовидным предлогом. В лучшем случае -- соревнование. Но скажите -- можно ли считать соревнование средством обучения? Это типичный ребячески молодецкий подход: "Дай-кося я спробую. Авось да сумею!?" Не выйдет -- он учится и не подумает. Он лучше спробует еще и еще раз. На десятый раз ему удастся кого-то завалить: привык. Да, это конечно, можно считать своеобразным способом обучения, но чему он учится, и у кого? Ведь движения, приносящие ему победу, он берет прямо "с пола", а не из школы" (см. http://conten.narod.ru/texts/answers10.htm). Вслед за данным специалистом можно утверждать, что тот период в развитии ИФ, который богат сломанными пальцами, ребрами, пробитыми головами не является нормой и характерен только для этапа первоначального накопления информации. Заплатить здоровьем за весьма ограниченное умение вовсе не та цель, которая преследуется в приобретении мастерства. По словам Сенчукова: "к участию в соревнованиях целесообразно допускать только тех, кто прозанимался не менее года. По крайней мере, люди будут использовать школьную технику, и можно будет судить о ее усвоенности и развитости. К полноконтактным боям, соответственно, я считаю готовыми тех, кто прозанимался не менее трех лет. В этом случае у них есть все гарантии, которые может дать школа, и кроме того, двухлетний опыт работы в легкий и частичный контакт -- то есть, они не будут "случайно" ломать друг другу носы. А при условии нормальной снарядной наработки у них руки чесаться тоже не будут, поскольку каждый и так будет знать, чего он стоит, и что, кому и в каком количестве он может сломать." (см. там же) "Драчливый подход к спаррингам -- это самая большая беда наших БИ. Люди не умеют спарринговать! И более того, не хотят этому учиться, предпочитая с ходу оказываться "в самом центре". Такое обучение напоминает мне известный способ обучения детей плаванию: кинул за борт с лодки -- и вся недолга. Скажите, в какой нормальной школе плавания обучают таким способом? Считаете ли вы, что обученный таким образом человек способен добиться других результатов в плавании, чем просто держаться на воде? Сколько процентов детей вы кладете на неизбежный "утоп"? А сколько на последующее заикание и хроническую водобоязнь? И в конце концов, считаете ли вы получившийся в результате этого "стиль" каким-либо из известных вам стилей плавания? Хотя стиль получается один и тот же -- "по-собачьи". Почему, интересно, на Олимпиадах нет таких заплывов?" (см. там же) "Несомненно, такой способ обучения хоть плаванию, хоть рукопашке найдет своих рьяных сторонников. Очевидно, что среди людей имеется немало гопников разного общественного положения и финансовых возможностей, которые готовы так заниматься..." (см. там же) Авторы хотят заметить, что при широко распространившейся в ИФ спекуляции на тему истинности боев в "полный контакт" без восприятия общей для всех боевых искусств культуры обучения, единственным достоверным доказательством победы будет не правильно исполненная учебная техника, а нанесение травмы, достаточной для прекращения боя. Только возможность травмирования будет уравнивать условия боя для обоих противников и будет его основным содержанием. По мнению авторов, любое щадящее воздействие на противника, основанное на побуждениях этики будет крайне опасно в условиях такого поединка, а всякое "милосердие" закончится для этичного спортсмена фатально. Такой вид спорта для воспитания людей безусловно вреден, хотя может вполне подойти для воспитания цепных собак. Если размышлять о техническом наполнении такого "полноконтактного" спорта, в котором без ложной стыдливости признают, что нокаут и нокдаун приводят к технической победе, то получившийся вариант окажется довольно близким к боксу. Во-первых, никто не будет разводить бойцов, пока один из них не "ляжет", потому что судить о качестве ударов можно только по способности бойца, пропустив их, продолжать бой. Во-вторых любая травма, которая причиняется противнику, несмотря на допущенное защитное снаряжение, автоматически становится нокаутом, если тот не может при ее получении продолжать бой. Таким образом, нокаутирующий удар может быть выполнен в кисть руки, или в бедро, результат будет такой же, как и при ударе с потерей сознания в голову, так как в итоге все равно нельзя продолжить бой. В-третьих, удары, которые не свалили бойцов, но прошли, можно будет считать все подряд, без оценки их техники, так как цель их нанесения при существовании нокаутирующих ударов будет более объективной, и позволить себе легкие абстрактные шлепки никто из спортсменов себе не сможет по техническим причинам. Нарисованная авторами грустная картина обнажает наиболее важный вопрос для построения содержания исторического фехтования: что же именно является целью соревнований -- демонстрация контроля оружия, или простое желание подраться? В обоих эти случаях придется создавать разную механику движения, правила соревнований и снаряжение. В первом случае необходимостью станет повышение демонстративности контроля тяжелого оружия, во втором -- дальнейшее усиление значимости контактных взаимодействий, в ходе которого целью соревнований станет легальное травмирование противника и повреждение его снаряжения. Существующая практика ИФ к настоящему моменту уже отметила появление новых технических и двигательных навыков, не присущих классическому спортивному фехтованию. Одним из таких навыков можно считать бесконтактную фиксацию ударов. Ряд навыков инерционного и рычагового управления оружием, целенаправленного воздействия на устойчивость противника, изменение его положения в пространстве фехтовальной площадки, увеличенная роль силового противоборства и сопротивления весу защитного снаряжения заставляет по новому анализировать спортивную и физкультурную ценность ИФ. В зависимости от избирательной расстановки приоритетов ценности указанных навыков варианты содержания фехтования могут оказаться диаметрально противоположными друг другу. Для того, чтобы сохранить ценность найденных приемов и техник движения, авторы считают важным достичь как можно большего содержательного разнообразия соревновательных практик ИФ, исключая только экстремальные варианты, пропагандирующие жестокость и безответственность. Довольно негативно авторы также относятся к идее нестандартного снаряжения разной ценности, при которой одному спортсмену по карману то, что другому не по карману, и в значительной мере может облегчить достижение спортивной победы благодаря финансовым возможностям. Сложность выбора между разными вариантами может быть несколько сглажена при дальнейшей апробации соревновательных практик и окончательном оформлении их традиций, на что уйдет некоторое время. Неудержимый созидательный процесс, направленный на познание возможностей спортивного, культурного и творческого развития гарантирует богатство выбора и доступность приобщения к опыту энтузиастов. В зависимости от предпочтений, поклонники разных направлений сами смогут выбирать что считать истинным батманом, а что спортивным, считать ли нарушением и препятствием ведению боя помещение синая на плечо противника, как в кендо, или характерным техническим приемом, как в кендзюцу старых школ. Кто-то будет учиться обезоруживанию вращением и выбиванию меча из рук, а кто-то вообще будет считать, что это мешает пофехтовать с противником и отнимает время от более важных по значению атак ударами. Авторы считают, что появление и логичное построение разных фехтовальных традиций может больше способствовать развитию ИФ, чем происходящая возня бульдогов под ковром, которая нацелена не на повышение качества своих соревнований, а на дискредитацию чужих. Пожалуй, это будет единственное замечание в сторону "КВ", без которого действительно нельзя обойтись при обсуждении темы содержания ИФ.
|
Тоже Форум WebBoard powered by Ikonboard
http://www.ikonboard.com
© 2000 Ikonboard.com