Тоже Форум Тоже Город
Гость: Вход | Регистрация | Забыли пароль? | Поиск | Фотогалерея | [?]
Чтобы только читать Форум регистрироваться вовсе не обязательно!

 
Отметить все в форуме как прочитанные [?]
Добро пожаловать в Тоже Битва

  Форум : Тоже Битва : Русь et Militia Mundi
Переход по темам
<< Пред. След. >>
Все страницы этой темы [ 1 2 3 4 ]
Модератор: Dick Talkirish
  Версия для печати
David
Недавно здесь
Редактировать | Профиль | Сообщение

За неуникальность европейского рыцаря как благочестивого воина по сравнению с Русью:

Единственная известная запись в древнерусских пергаментных кодексах (по Л.В. Столярова «Свод записей писцов, художников и переплётчиков древнерусских пергаментных кодексов XI-XIV веков», Наука, 2000), в которой упоминаются оружие и доспехи, и воины, встающие на супостата, собственно, этот отрывок:

Аще убо воин Х-с-вий () смы путемь истины труда должни есмы ходити, облецьмся въ броня верой Х-с-вой и въ шлемъ кр-стъ его щит же и копие в любовь его и мечь д-ха, еже суть словеса б-иа и станемъ на супостата, тако добрии воины бдениемь и постом и м-л-твою съ Псалтърею смиренномудрии и луци, и стрелы, и сети, и раны бывают врагу.

1296 г.(марта 25) – Выходная запись писца Захарии о написании Псалтири для княгини Марины с самохарактеристикой писца и слово о молитве.
Подл.: ГИМ, Син.№235. Л.337а-338б

Честь упоминается четырежды
«правящи его орудия въ правду и обрести честь и милость от Б-а и от своего ц-с-ря и от братиие верующее въ с-ту- Тр-цю»
(1125-1132, августа 20. Подл.: ГИМ. Син. №1203. Л.213а-б; Именная запись Наслава с известием о его поездке в Царьград для изготовления оклада для Евангелия и о возвращении в Киев, с благопожеланием киевскому великому князю Мстиславу Владимировичу)
«в ч-сть и въ славу о-цю и с-ну и с-т-му д-ху и ныня и присно въ век- въкомъ» (1358)
«Х-с-ъ Б-ъ наш, с-нъ Б-а Живаго, ему же слава, и держава, и ч-сть и покланя-е со о-ц-мъ и с() с-т-мъ д-х-мъ и ныня, и прис- в въки.» (1377)
«въ ч-сть и съ славу пр-с-тои м-т-ри б-ж- и ч-стьнаго ея зач-тья» (1381)

Честь – часть, доля, греческое «тимэ» - признание обществом, выражающееся, в частности, в доле в добыче. Но слово «честь» приобретает в русском языке высокое значение «особая часть», может смыкаться с корнем «чист». Честь в грамотах, как видим, упоминается, и воздаётся Богу или от Бога.

Но:
повелевать на Руси не стеснялись, и многие записи – повеления (хотя значительно больше молитв).

Слово «повеление» встречается в 20 записях
«Игумения повелениемъ»
«повелением Милатиномъ Лукиницьимь»
«по-елениемь бл-говернаго князя новъгородьского Дмитрья»
«повелениемь г-с-на архиеп-с-па новгородьсого Ивана»
и т.д.

«Приказ» однажды, от одного писца к другому, меньшего статуса по вопросу, как писать книгу:
«Приказъ от Федосея къ Гришке»
Однако слово «приказ» в начале текста характерно для берестяных грамот (Зализняк А.А. Словоуказатель к берестяным грамотам //  НГБ. Комментарии и словоуказатель)

Выводы делайте сами.

С уважением,
Дэвид, рыцарь Горностая

-----
My Fair One

Отправлено:18:18 - Ноябрь. 19, 2002 | Всего записей: 30 | Дата рег-ции Июль 2002
David
Недавно здесь
Редактировать | Профиль | Сообщение

По мотивам некоторой последовавшей дискуссии:
Конечно, речь в текстах идёт более о монахе, чем о воине, просто нашлась единственная запись в кодексах с упоминанием близких нам терминов. Но и эта запись говорит многое. Равно как наличие слова «честь» и контекст его употребления (разумеется, здесь монахами и на письменном старославянском). И толковать первый текст можно и как косвенное признание воинского пути, и как противопоставление ему, но если косвенное признание, то о том, каков характер этого признания. И при скудости источников нельзя пренебрегать и косвенными.
-----
My Fair One

Отправлено:16:01 - Ноябрь. 21, 2002 | Всего записей: 30 | Дата рег-ции Июль 2002
 

Переход по темам
<< Пред. След. >>
Все страницы этой темы [ 1 2 3 4 ]

© 1998-2003 <a href=http://tgorod.ru>Тоже Город</a> | О защите личной информации
WebBoard powered by Ikonboard v2.1.8b-IkLang (approved by TG)
© 2000 Ikonboard.com