Тоже Форум Тоже Город
Гость: Вход | Регистрация | Забыли пароль? | Поиск | Фотогалерея | [?]
Чтобы только читать Форум регистрироваться вовсе не обязательно!

 
Отметить все в форуме как прочитанные [?]
Добро пожаловать в Турнирная комната

  Форум : Турнирная комната : И.Ф. немного теории.
Переход по темам
<< Пред. След. >>
Все страницы этой темы [ 1 2 3 ]
Модератор: Honored, GhostBuddy
  Версия для печати
Honored
Городской советник
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

....Оговорюсь сразу мысль эта возникла в моей голове после частной беседы с Б.Х. точнее именно он её высказал.
Любое Б.И. или спорт основано на том что бы как можно эффективний научить человека владеть своим телом и оружием. Но тем не мение всё равно в рамках тех условий (традиций, норм повидения, или правил) которые возникают в ходе развития б.и. у их адептов культивируется весьма ограниченый набор пусть и самых эффективных приёмов.  Хорошо тем кто опирается на многовековые традиции например школы воточных единоборств. Там существуют разнообразные каты, наборы ударов и стоек которыми ни кто в бою ни когда не пользуется но тем не мение которые позволяют пусть и в  "консервативной" (от слова консервы :).) форме но изучать хоть и устаревшие но когда то безусловно нужные вещи.
Плохо нам тем кто увлекается не только биением ближнего своего по голове железной палкой, но и историей фехтования её развитием и разнообразными проявлениями в разные перриоды истории. Спорт И.Ф. очень в малой степени даёт возможность реализовывать те навыки которые приобретаеш в ходе работы с источниками. В спорте приходится культивировать боксёрский хук, прямой и аперкот с возвратом руки в виде удар мечом. Спорт культивирует нанесение удара в самые защищённые части тела (что логично), и запрещает саммые эффективные действия.
Какой выход я вижу из этой ситуации.
это либо в водить в систему соревнований систему показательных выступлений. Скажем вместо четверть финала для выхода в полуфинал. С упором оценки на демонстрацию описных в источников приёмов.
В чём у меня проблемма и почему я всё это написал? Да всё в том же. И.Ф. уже практически привратилось в нелюбимое мною шнягомашество, самовыражение для людей желающих экзотики но необладающих ни желанием ни возможностью соотвествовать названию "историческое". Остаётся только драка на мечах......
-----
 ТО ЧТО НАС НЕ УБИВАЕТ, ДЕЛАЕТ НАС ИНВАЛИДАМИ.
Malus puer robustus. С наилучшими пожеланиями.

Отправлено:04:10 - Янв. 9, 2003 | Всего записей: 582 | Дата рег-ции Май 2001 | IP
BLACKY
Горожанин
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

Мне думается так: мы никогда не сможем восстановить реально существовавшее тогда фехтование.
Причин несколько:
1. Отсутствие на большинство периодов хоть каких-то источников, описывающих данный процесс. Т.е. таких источников, которые есть у Японцев и сааааавсем поздно появляются в Европе.
2. Различные цели у боевого, назовём его так , фехтования и спортивного. равно как и почти в любом виде спорта. Тогда убийство, максимально быстро и максимально эффективно. Тут, некоторое предположение о том как это могло быть, с наименьшим уроном для дерущихся. УК не дремлет, господа.

Мы никогда не сможем узнать что же такое ИСТОРИЧЕСКОЕ. Т.к. наши, (общечеловеческие) знания об этом сами-собою ограничены. Мы никогда не поймём на 100% с какого расстояния лук пробивал доспех, какой именно по силе, с какой именно амплитудой нанесённый удар пробивал ту или инную вещь.
Моё мнение. что тогда это было искусство, которым зарабатывали себе на хлеб и которым спасали себя и своих людей. ИМХО искусство тогда было крайне высоко. Я как-то уже высказывал мысль о том, что щели смотровые в шлемах такие маленькие из-за того, что искусство бойца было столь велико, что попасть в бою в щель - не составляло никаких проблем.
Так что ИМХО остаётся либо забросить, либо смириться. Т.к. что бы мы не сделали - будет фальсификация.
Удачи. Андрей
-----
Death is no couse to stop fighting!!

Отправлено:09:50 - Янв. 9, 2003 | Всего записей: 169 | Дата рег-ции Янв. 2002
Holger
Тоже горожанин
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

Приветствую! Во многом согласен с  BLACKY , но есть возможность приблизить своё умение ( приобретённое знание, называйте как угодно) к умению тех людей. И начать. как мне кажется нужно с жёсткого требования к тому что одето на бойце. Функционально каждая вещь должна соответствовать средним векам ( а точнее тому периоду который выбирает каждый себе сам). Согласитесь, что в обуви с каблуками человек двигается несколько иначе чем в обуви без каблуков. Это конечно не две огромные разницы, но из подобных нюансов может сложится определённая картина. Потом - одел топф, который весьма хорошо защищает от ударов, будь добр - исполни в нём смотровы щели. так. как они были на исторических шлемах.Их сохранилось достаточно. чтобы  чётко выяснить пределы "нормы". Ещё наверное важный момент, о котором я могу говорить только теоритически - о пластиковой защите. Несомненно. она необходима, особенно для тех бойцов. кто занимается реконструкцией 2не полных"так сказать доспехов, ну викингов например. Но тогда и система оценки поражений должна быть иной. Попадание в любую часть тела. не прикрытую доспехом( ведь пластик это всего лишь безопасность) влёчет за собой немедленный проигрыш. ведь подобное эквивалентно попадинию меча в голое тело. Тогда и тактика бойцов будет иной. Иначе. имея "исторический" вес ( в виде кольчуги. шлема. ну наручей например) воин чуствует себя гораздо увереннй, словно в полном доспехе. ну или по крайней мере не боится за не прикрытые участки тела. выигрывая одновременно в весе и защите. Не думаю. что предложенное мной панацея, но определённым образом может помочь в выроботки что ли. каких то условностей (всё равно они есть) которые возможно поспособствуют изменению некоторых сложившихся моментов. С уважением...

Отправлено:10:41 - Янв. 9, 2003 | Всего записей: 295 | Дата рег-ции Апр. 2002
Fritz
Тоже горожанин
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

Проблема тут как бы это сказать поточнее - в культуре наверное.
Ката и.т.п. -  элемент культуры б.и. , в спорте это проявляться небудет скорее всего.
Наиболее эфективные приемы применять тоже невыйдет.
-----
Vlaanderen!!!!!!!!!

Отправлено:11:47 - Янв. 9, 2003 | Всего записей: 443 | Дата рег-ции Июнь 2001
Honored
Городской советник
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

2 BLACKY
**** Отсутствие на большинство периодов хоть каких-то источников, описывающих данный процесс. Т.е. таких источников, которые есть у Японцев и сааааавсем поздно появляются в Европе.

Это саааавсем (как ты изящно выразился), не так.
Вот источники ( перевод на руском), http://www.debryansk.ru/~bond/
Вот источники ( от куда взято на английском),http://www.aemma.org./
Кроме того я не знаком с источниками по фехтоанию 15,14 и 13 века Японии но знаю манускрипт 1.33., Фьёро де Либера, Гладиатори, Тальхоффер и проч.
А толчок к развитию фехтования обе культуры Европейская и Японская получили в один и тот же период а точнее в 16 веке.

****2. Различные цели у боевого, назовём его так , фехтования и спортивного. равно как и почти в любом виде спорта. Тогда убийство, максимально быстро и максимально эффективно. Тут, некоторое предположение о том как это могло быть, с наименьшим уроном для дерущихся. УК не дремлет, господа.

В целом ты серьёзно думаеш, что я накатал весь, выше приведённый текст, даже не подозревая о фактической разнице целей, боя на смерть и боя не на смерть?  К чему данный коментарий?
Кроме того, даже в средневековье существовала традиция пешего поединка не досмерти а так что бы развлечся и денег заработать, (Турнирная традиция, например). Но я опять же не об этом.
В целом на сайте "Брянский дрыномашец", лежит прикрасно переведённая статья, сравнение реальной дуэли и постановочного боя.  Возможно прочтя её, ты немного лутьше поймёш мою позицию.

2Holger
Вопрос который вы подняли, столь же древен, сколько древна Федирация И.Ф. т.е. конкретно он встал в 98 году, когда была попытка предпринять унификацию вооружения для спорта.
В данном случае я не хочу касаться этой темы ибо она полна пародоксов и ужасна как моя жизнь. Если хотите, откройте её в новой теме.

2 Fritz
Кончно полностью с вами согласен. До нашего времени не дошли традиции боя на холодном оружии кроме как на спортивных его образцах, по причинам высказаным мной выше (как я думаю).  В этом вся и проблемма это меня и печалит.

-----
 ТО ЧТО НАС НЕ УБИВАЕТ, ДЕЛАЕТ НАС ИНВАЛИДАМИ.
Malus puer robustus. С наилучшими пожеланиями.

Отправлено:13:05 - Янв. 9, 2003 | Всего записей: 582 | Дата рег-ции Май 2001 | IP
Gato
Горожанин
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

По поводу попадания в щель шлема.
В кэндо площадь поражаемого участка для прямого удара где-то 6-8 квадратных сантиметров, что вполне сравнимо с площадью отверстий в топхельме. И при этом достаточно регулярно цуки бьют и попадают, хотя удар и не пользуется большой популярностью по причине очень большой силы и опасности.

Отправлено:17:14 - Янв. 9, 2003 | Всего записей: 212 | Дата рег-ции Май 2001
BLACKY
Горожанин
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

2Honored
Всё равно, ни по одной прорисовке, даже с самыми качественными комментариями не даст желаемого результата. К тому же много ли есть учебников по "номинации щит-меч" :-)))) Кроме книги Вадима. Несмотря на все эти источники, есть так много тёмных пятен, и касательно пробиваемости доспеха и касательно блоков, скажем лезвием клинка, помнится обсуждалось в "Гардарике" но так к консенсусу и не пришли. Неясностей останется настолько много, что построить объективную картину мы никогда не сможем.

Цитата: Кроме того, даже в средневековье существовала традиция пешего поединка не досмерти а так что бы развлечся и денег заработать,

Угу, только насколько мне помнится, толщина турнирного доспеха была как минимум на 1/3 выше, чем у доспеха обычного, да и закрывал он всё что можно, не так ли?? Оттого и получается, что в турнирном фехтовании ( ИМХО примерно равном нынешнему спорту) куда не бей, - всё примерно одинаково защищено.

А касательно статьи, есть такая просьбы, приведи, если не трудно либо полную ссылочку, либо название автора, полагаю, что не только мне будет интересно почитать.
Удачи. Андрей
-----
Death is no couse to stop fighting!!

Отправлено:18:59 - Янв. 9, 2003 | Всего записей: 169 | Дата рег-ции Янв. 2002
esgal
Частый гость
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

День добрый!
Мое скромное мнение, что все высказавшиеся выше правы!!!!
Но..
..
Цитата:
А толчок к развитию фехтования обе культуры Европейская и Японская получили в один и тот же период а точнее в 16 веке.

естесственно, ведь появляется культура дуэли - для Европы(Общее для всех укрепление центральной власти и невозможность размахивать клинком тогда и там когда хочеться)
Что касается источников по фехтованию - по картинкам с комментариями научиться очень трудно(почти невозможно). Приведу такой простой такой пример -
Ми-ля-ля-ля-си-до- си-ля
Это ноты, интересно не зная нотной грамоты Вы сможете наиграть эту мелодию на пианино или скрипке?  Ответ - нет
А назвать произведение и композитора? Ответ, если Вам не наиграют мелодию нет.
Мы в принципе не знаем, как отточенный клинок взаимодействует через разные степенни защиты с телом активно сопротивляющегося объекта.(Болевой шок ведь не учитываеться)
Вообщем, все дело в культуре бойцов и в понятиях, которые устанавливаются на том или ином мероприятии.
С уважением,
-----
Bye

Отправлено:22:17 - Янв. 9, 2003 | Всего записей: 74 | Дата рег-ции Июнь 2002
Kaisi
Давно здесь
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

Цитата:
Спорт культивирует нанесение удара в самые защищённые части тела (что логично), и запрещает саммые эффективные действия.

В восточных единоборствах те же самые проблемы.
Ведь наиболее эффективное действие это то, которое выводит соперника из строя с минимальной (для Вас) затратой сил и времени.
Наиболее эффективное действие - опасно для жизни и здоровья вашего соперника, поэтому в спорте оно - лишнее.
Те же каратисты не бьют в голову руками, не бьют в горло, пах, да и много ещё куда не бьют.
Именно из-за того, что пояса и даны присваиваются за красоту протанцованного ката и появляются "мастера", которые в спарринге (не говоря уже о уличной драке у пивняка) ничего не могут.
-----
Делай, что должно
ВИК "Путь Меча"
www.fido.sakhalin.ru/wayofsword

Отправлено:02:51 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 139 | Дата рег-ции Май 2002
Egil
Частый гость
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

=====
это либо в водить в систему соревнований систему показательных выступлений. Скажем вместо
четверть финала для выхода в полуфинал. С упором оценки на демонстрацию описных в источников приёмов.
=====
Некоторые известные мысли по поводу...
Показательные выступления - это хорошая (а часто просто необходимая) добавка к турнирам и фестивалям. Рассматривая в показаловке именно ту часть, которая НЕ является чистым шоу на публику, то нет никаких препятствий для того, чтобы проводить соревнования по показаловке - в конце-концов оцениваются же выступления по таолу и по фигурному катанию. Правда, объективные оценки таких выступлений возможны только после определённой стандартизации выполняемых приёмов (например, по известным источникам) в программе, аналогично вышеупомянутым видам спорта. При дальнейшем развитии ИФ - это возможно произойдёт, рано или поздно. Но стандартизация, конечно, это чрезвычайно сложный вопрос.
Смешивать показательные и спортивные (спарринговые) соревнования нельзя - они всё-таки нацелены на разное. Каждому своё место и время. В том и в другом виде есть свои условности и действуют они на разные вещи. И в любом случае без тех или иных условностей не обойтись.
Вообще, заниматься нужно, бесспорно, тем и другим.

А проблема "шнягомашества" - это в конечном счёте проблема уровня фехтования...

-----
Всего доброго!
Эгиль.

Отправлено:08:35 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 69 | Дата рег-ции Май 2001
GhostBuddy
Призрак Замка
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

можно ввести показательные выступления как обязательную часть программы по аналогии  с необходимым тамишевари (разбиванием твёрдых предметов) на соревнованиях по карате-до. Не один в один, конечно, (зачастую приходилось для перехода в следующий круг бить эти доски по возратающей), но с некоторым усложнением по мере приближения к финалу...
Хотя, мне кажется, и, как я уже говорил, любая формализация и система убивает идею. Если дальше так пойдёт, бои будут судиться по принципам оценок в фигурном катании...
-----
Non solum sed etiam ...

Отправлено:09:00 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 113 | Дата рег-ции Авг. 2002 | IP
Taranaga
Давно здесь
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

А может не надо изобретать велосипед? Существуют же другие системы фехтования (сп.рапиры, сп.сабли, кэндо) без показательных выступлений и ничего. Может стоит что-то перенять у них?
-----
Дух, меч и тело, как одно целое...
Ки, кэн, тай но ити...
http://kendo.com.ua

Отправлено:11:27 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 146 | Дата рег-ции Янв. 2002
SkogTroll
Йобур
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

УважаемыйTaranaga, в том-то и все дело, что сабли -это спорт. Бри беглом просмотре учебника Тышлера, мне запомнилась примерно такая фраза "в современном развитии спорта большинство спортсменов отказываются от нижних ударов и защит..."- смысл был примерно такой... Этого насколько я понял и хотят избежать уважаемые авторы идеи..
-----
--Главное в жизни - не только правильно выбрать цель, но и уметь хорошо стрелять--

Отправлено:14:53 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 556 | Дата рег-ции Июнь 2001
BH
В отставке
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

Приветствую!

Раз уж Honored, решил развить здесь наш с ним разговор, то уточню высказанную тогда мысль. Очень сложно, владея современными приемами обращения с оружием, отказаться от них в пользу менее эффективных (в условиях современного спорта), но более историчных. Т.е. фехтуя, например, на шпагах я могу пытаться использовать пасата сотта, высокую октаву или вольт, но как только уровень моего противника оказывается сравним с моим или выше, вся историческая «шелуха» тут же улетучивается, на максимальных скоростях тело само выполняет максимально эффективные и экономичные движения. В условиях реального поединка невозможно придерживаться только определенных приемов, на основе их "историчности".

2 BLACKY

Цитата:
1. Отсутствие на большинство периодов хоть каких-то источников, описывающих данный процесс. Т.е. таких источников, которые есть у Японцев и сааааавсем поздно появляются в Европе.

Что касается набившего уже оскомину вопроса о преемственности традиций на востоке и отсутствии традиций на западе, то современное японское спортивное фехтование является развитием дуэльных школ 16-17 веков, как и современное спортивное, а к искусству владения мечем во времена, скажем, Дома Тайра имеет скорее общее генеалогическое и географическое отношение. Пусть поправят меня восточники, если я не прав.

Цитата:
К тому же много ли есть учебников по "номинации щит-меч" :-)))) Кроме книги Вадима.

Первую методику по бою с мечом и щитом в спортивном ИФ выпустили туляки еще в 1997 году. Собственно, наличие разработанной методики тренировок и системы приемов было условием организации Отделения ИФ при Федерации фехтования РФ. Вадим Кондратьев, тогда только впервые на турнир приехал и то в качестве зрителя.
Теперь о работе со щитом и мечем в средневековых трактатах. Древнейший из известных I.33, кон. 13 века, посвящен как раз работе с мечем и баклером. В “Gladiatoria” и у Тальхоффера, 15 век, приводятся приемы использования большой дуэльной павезы, скорее всего это судные поединки. У авторов 16-17 веков так же разбираются приемы фехтования с баклером и рондашем.

2 Taranaga

Цитата:
Существуют же другие системы фехтования (сп.рапиры, сп.сабли, кэндо) без показательных выступлений

В Европе, в частности во Франции, перед началом соревновай иногда демонстрируют публике фехтовальные приемы в замедленном темпе, чтобы легче потом было следить за поединками.

Проблема, как мне кажется, все таки не уровне фехтовальщиков, а именно в целях, которые ставятся в поединке. Не соглашусь с уважаемым Призраком, наличие формальных комплексов упражнений, кажется еще не убило каратэ. Владение историческим комлексом приемов просто необходимо, если мы называем это фехтование "Историческим", или же нужно называть современные турниры спортивным боем со щитом и мечом и не претендовать на историчность.

С уважением,
Михаил
-----
Русь Московская всегда сильна тем была - что укрывши срам лица бородою своею, молилась аки голубь, в святом неведении!

Отправлено:17:09 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 101 | Дата рег-ции Май 2001
GhostBuddy
Призрак Замка
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

:) формальных комлексов упражнений, безусловно нет. Я несколько другое подразумевал. Формализацию движения как факта бытия :)))))).
Хотя, без сомнения, всё, что может быть сказано на эту тему, будет не больше чем более или менее удачные упражнения в риторике.  Боец, желающий реального применения своих умений, ищет совсем другие турниры .... ;)
-----
Non solum sed etiam ...

Отправлено:18:01 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 113 | Дата рег-ции Авг. 2002 | IP
Auth
Тоже горожанин
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

Цитата:
.  Боец, желающий реального применения своих умений, ищет совсем другие турниры .... ;)

И слава Богу :-)
-----
За куртуазию на Руси!
Она была...

Отправлено:21:42 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 332 | Дата рег-ции Дек. 2001
Sergei Dryannyikh
Горожанин
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

Здравствуйте!

Приятно видеть, что почтенное собрание наконец-то приходит к тем мыслям, которые мы обдумываем уже без малого пятый год.

Жаль только, что раскрыть столь интересный и сложный вопрос пытаются с личных позиций, никак не пытаясь выйти на уровень ИФ как общественного явления.

Пора уже увидеть в своих же словах первую посылку к решению поставленной задачи -- рассматривать ИФ как явление культурное. И с этой точки зрения ответить на вопрос "каким культурным аспектам жизни общества соответствует нынешнее содержание ИФ как полноконтактного единоборства на моделях холодного оружия?". Ответ на данный момент прост и очевиден -- никаким до тех пор, пока деятельность не ушла дальше мелкособственнического личного уровня восприятия.

Именно поэтому все "исторические" приемы применить к своему противнику невозможно, потому что он не воспринимает процесс фехтования как взаимовыгодную, взаимополезную деятельность.

Чтобы не возникла та ситуация, о которой опосредованно говорили здесь респонденты относительно показательных выступлений, т.е. когда для показух есть одна формальная техника, а для боя совсем другая и вовсе не техника (я уже не говорю о рубке предметов), каждым участником взаимодействия в фехтовальном поединке должна разделяться общая культура этого поединка. Т.е. для применения какого-либо историчного приема в бою необходимо создать благоприятную ситуацию для его применения. Сознательно создать. Именно в этом заключается вопрос взаимовыгодного сотрудничества в процессе фехтования.

К сожалению, на данный момент подавляющее большинство фехтовальщиков слишком увлечены стяжанием лавров собственной неумеренной крутости, чтобы рассматривать подобную постановку вопроса серьезно.

Ведь это что же получается, если я сознательно создаю противнику благоприятную ситуацию для применения некоторого приема, то значит я подставляюсь ему? Но ведь так и проиграть недолго! Нет уж, никаких подстав!!

Вот и выходит, что вместо сотрудничества мы получаем пару подозрительных и озлобленных личностей, которые боятся сделать любое понятное движение, ибо это сразу ведет к проигрышу! Бред и абсурд!

Исключительность ИФ как спортивной и культурной дисциплины именно в том, что для корректного и безопасного применения историчных техник фехтования необходима не только высокая двигательная культура, но и не менее высокаю культура взаимоотношений, разделяемая всеми участниками.

Только в этом случае я сознательно пойду на создание специальной ситуации в процессе боя, чтобы мой противник смог применить некоторый прием с тем, чтобы я в ответ тоже смог применить еще какой-нибудь прием и т.п. Обратите внимание, именно прием, а не невнятное "шнягомашество". Это тоже вопрос культуры.

Только при таком положении вещей в показательной части соревнований будет демонстрироваться техника, используемая в спаррингах, а не абстрактные махания мечом.

Возвращаясь к текущему моменту хотелось бы отметить, что столь печальное с общекультурной точки зрения положение в нынешнем ИФ сложилось благодаря его "полноконтактности", когда самая важная часть культурной составляющей -- ответственность за свои действия в процессе поединка была снята тезисом о том, что можно бить как угодно и будь что будет.

Это поощрило такой небывалый рост эгоизма, что теперь любые суждения о деятельности воспринимаются непосредственно как суждения о качествах личности, в этой деятельности участвующей. Печальным примером служит общественная реакция на наши публикации.

Кстати, в свете этой дисскуссии я предлагаю еще раз их перечитать (на www.sword.ru статьи по Кубку Волги-2002, истории ИФ и т.п.)

PS: BH и Honored, похоже, вы теперь тоже среди тех нескольких десятков человек, дальше которых, по меткому выражению Honored'а, эти идеи не пойдут.
-----
С уважением, Сергей Дрянных!

Отправлено:21:52 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 237 | Дата рег-ции Май 2001
GhostBuddy
Призрак Замка
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

2 Sergei Dryannyikh
Предупреждение: обойдёмся без личных наездов и абсурдных ярлыков. Этика, батенька ....
-----
Non solum sed etiam ...

Отправлено:22:29 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 113 | Дата рег-ции Авг. 2002 | IP
Aleksandr
Горожанин
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

Мда... Я долго смеялся.
После многократного охаивания (мягко говоря) красноярцев, благородное собрание (БС) неожиданно "открыло" для себя идеи, которые им упорно высказывали в течении нескольких (кажется, двух) лет... Но всё это время БС небрежно отмахивалось, хихикало и объясняло, какие глупости им предлагают...
Что случилось?! Может мне кто-нибудь объяснить, почему БС столь неожиданно изменило свое мнение?
Я говорю совершенно серьёзно, мне действително крайне интересно, что именно послужило толчком для столь кардинального переворота.
С уважением, Александр

Отправлено:23:06 - Янв. 10, 2003 | Всего записей: 238 | Дата рег-ции Май 2001
Hans Norbert
Недавно здесь
Редактировать | Профиль | Сообщение | E-mail

Культура в историческом фехтовании.

Вопрос о культуре в историческом фехтовании появился не случайно. Какова роль культуры в том явлении, которое получило название "Историческое фехтование", и не лишнее ли место будет занимать эта культура в багаже настоящего бойца?

Подавляющее большинство поклонников ИФ находят наиболее привлекательной именно реалистичность процесса схватки на мечах, в котором есть и риск немалой опасности и возможность чисто мужского самовыражения. Вполне настоящий страх и азарт заставляют переживать основную ценность ИФ не как общекультурную, а как ориентированную на достижение подлинно "мужского" статуса в пределах выбранной референтной группы. Таким образом, достижение такого статуса, подкрепленное демонстрацией "мужества" (пренебрежением к опасности и демонстративной небрежностью в ситуациях риска) позволяет добиться цели, разделяемой всеми представителями отдельной референтной группы (в данном случае мы обозначаем этим понятием небольшой круг людей со сходными интересами). Своего рода "антикультура" присутствует в образцах демонстративного поведения внутри группы, но, как правило, за ее пределами перестает оцениваться как показатель высокого статуса.

Под культурой обычно подразумеваются манеры поведения в обществе, обусловленные нормами общего или специального этикета, соблюдение профессиональных требований к деятельности основного содержания (в данном случае в ИФ), общность целей и задач специальной деятельности внутри референтной группы с моральными и нравственными принципами за ее пределами. Если приступить к сравнению имеющихся в современном обществе культурных норм по этим показателям выясняется довольно печальное несоответствие. Похоже, что нормы культуры не оказались способными проникнуть пока в такое истинно мужское дело, как бой на мечах.

Опыт авторов дает сделать вывод о том, что внешний вид самодеятельного исторического фехтовальщика неуклонно стремится к "крючкообразности" - выработке специфической сутулости и неряшливости, скованности в движениях. Распространенное заблуждение о том, что неуклюжему, неловкому в движениях и постоянно сгорбленному человеку ничего не мешает быть фехтовальщиком, если он настоящий мужик, стало таким привычным, что это никем не подвергается сомнению. С точки зрения физической культуры привитие навыков свободного, гармоничного движения является важнейшей целью любых физических упражнений. Но как ни странно, в большинстве случаев, те движения, которые являются для представителя ИФ профессиональными, показывают такую судорожность и непроработанность, что становится ясно - они не имеют отношения ни к физической культуре в целом, ни к физическим упражнениям в частности. У физического упражнения всегда присутствует некий идеальный показатель, к которому нужно стремиться, и требования, касающиеся качества совершаемой в упражнении работы, без которых оно не может считаться выполненным. Двигательные навыки, избавленные от каких либо требований качества еще в процессе обучения, в ходе применения должны оцениваться уже не по техническим требованиям, а согласно авторитету оппонента. В результате фехтование становится подчинено не своим собственным законам и внутренним профессиональным требованиям, а условностям статуса внутри группы ее участников. В результате культура движений как целостное явление не может развиваться без вреда для сложившихся взаимоотношений членов группы, так как при формализации требований к культуре появляется законный способ резко изменить или повысить свой статус в обход существующих статусных отношений. Когда основной целью занятий ИФ становится приобретение авторитета в группе, создание дружеских отношений с лидерами группы и демонстрация им уважения приводит к достижению результата быстрее, чем занятия непосредственно фехтованием. Таким образом физическая культура не распространяется и не передается, не нормируется, и вообще консервируется в зачаточном состоянии при первом появлении в группе явных лидеров. Лидеры, вынужденные поддерживать в группе свое высокое положение, не могут обойтись для оправдания своего статуса без внешнего малопроверяемого источника опасности, взаимодействие с которым осуществляется опять на уровне не культурных требований содержания физической деятельности, а благодаря размерам личного авторитета. В итоге появление межклубных и широко распространенных в обычном обществе понятий и требований культуры фехтования, по отношению к которым любой обыватель может сравнивать достижения в ИФ чревато для клубов нынешнего уровня непоправимым вредом. Во-первых, согласно имеющимся общеизвестным требованиям к фехтованию сразу же непредсказуемо изменятся статусы клубов и группировок, а во-вторых, придется попасть под влияние общественного мнения, которое удовлетворять однообразной халтурой станет невозможно.

Пристрастно глядя на движения современных "исторических фехтовальщиков" можно увидеть, что за внешней лихостью проступает большое количество нисколько не облагороженных рефлекторных действий, совершенно не уместных ни для практики, ни для эстетики боя. Такие действия приобретают характер паразитических и начинают заменять собой собственно фехтовальные движения. "Боец", обезображенный паразитическими двигательными навыками, вместо прямой осанки имеет заваленный вперед, либо чересчур откинутый назад корпус, прижатые к животу локти, с прижатыми к ушам плечами, и навсегда умершие в одном положении ноги, выпрямленные из-за невозможности распределить внимание между действиями оружием и перемещением. Попытка выдавать такие судорожно крючковатые движения за боевые, и тем более за фехтовальные своей нелепостью едва ли не опережает стремление воображать фехтованием игру в салочки текстолитовыми палками у ролевиков. Никакой культуры прикладного или эстетического характера в скованных, хаотических и неконтролируемых действиях быть не может - слишком непритязательны запросы поклонников "простого боя" к его качеству.

Есть и еще одно немаловажное проявление культуры, от которого нельзя отказаться -это правила дисциплины отношения к оружию, тренировке, партнеру по тренировке, преподавателю. В восточных единоборствах подобные правила имеют четкую ритуализацию, с обязательными поклонами, разделением обязанностей и ответственности. Наличие внутри группы людей, увлеченных фехтованием, внутреннего этикета, сразу показывает, какие отношения они в первую очередь создают между собой, моделью каких отношений в окружающем обществе являются их групповые взаимодействия. Для воспитания культурной личности важно, чтобы нормы отношений были высокими и подразумевающими взаимную ответственность. Если это не так, и отношения деградируют ниже уровня обычных общественных приличий - это тревожный сигнал об отклонении от нравственных принципов. Фехтование не может отклонятся от принципов нравственности именно потому, что все его содержание основано на сложнейших морально-этических решениях, символической разменной единицей которых является имитация лишения жизни либо здоровья. Попытка упростить отношение к фехтованию до игры в настоящую войну есть добровольный отказ от понимания ценности человеческой жизни. Моральное значение фехтования в том, чтобы совершенствовать мастерство дарить жизнь, а не отнимать ее. Поэтому щенячий восторг от щедрой возможности поиграть в убийство есть прямое следствие незрелости нравственности человека и полноценным членом общества считать его нельзя. Этикет же служит в занятиях фехтованию воспитанию осознанной нравственной позиции, которая позволит ему быть достойным человеком, испытывающим законное омерзение к агрессии и насилию и готовому не допускать их проявления.

Трудным препятствием для становления культуры является в первую очередь отсутствие сложившихся отношений делового и профессионального характера. К этому есть много оснований, но главным следует считать неумение провести различие между личным и профессиональным отношением к деятельности. Отсутствие готовой культуры ИФ вынуждает опираться в процессе ее создания на взаимную дружескую и товарищескую симпатию людей с общими интересами и разрушение отношений на личном уровне полностью прекращает и все профессиональное развитие. Личная конкуренция на сегодняшний момент должна окончательно перейти в форму конкуренции профессиональной, для того чтобы культурные нормы были окончательно выработаны и направляли собой дальнейшие достижения в различных областях ИФ.

Пока личные дружеские либо неприязненные взаимоотношения подменяют собой как профессиональные, так и общекультурные требования к самой деятельности, от исторического фехтования можно будет ожидать, что оно так никогда и покинет дворового уровня развития.

Булавкин А.В., Дрянных С.М.


(Отредактировал(а) Hans Norbert - 00:21 - Янв. 12, 2003)

Отправлено:20:02 - Янв. 11, 2003 | Всего записей: 38 | Дата рег-ции Март 2002
 

Переход по темам
<< Пред. След. >>
Все страницы этой темы [ 1 2 3 ]

© 1998-2003 <a href=http://tgorod.ru>Тоже Город</a> | О защите личной информации
WebBoard powered by Ikonboard v2.1.8b-IkLang (approved by TG)
© 2000 Ikonboard.com